Вы не были в поселке Снежном? 15 лет назад он процветал. Потому что процветал в нем леспромхоз. У жителей были японские видеомагнитофоны и автомобили. Жили на «широкую ногу». Но потом был октябрь 1995 года и это был последний месяц, когда рабочим выдавали зарплату.
Основной проблемой стали горюче-смазочные материалы. Есть ГСМ — есть электричество, нет ГСМ — и света нет. Жилье разрушалось без ремонта. Работала одна парикмахерская, столовой не было. 90% населения, жившего в основном в многоэтажках, завело огороды. Хлеб стоил 3 300 рублей. На современный курс доллара — примерно 60 рублей.
И, тем не менее, миграции населения не наблюдалось. Люди ждали выборов и надеялись на лучшее. Хотя и ощущали бесперспективность своей жизни, но все же женились и детей рожали. Тем более, что расположен поселок на берегу живописной речки Гур.
Так писала в 1996 году газета «Предприниматель», чьи страницы мы продолжаем листать.
АБСОЛЮТНО НЕ ПАХНЕТ АПТЕКОЙ
В феврале 1996 года в крае было введено чрезвычайное положение в связи с экстремальными концентрациями фенола в Амуре. Население винило в этом китайцев, но специальная комиссия опубликовала вывод о том, что связано загрязнение как с природными явлениями, так и с многолетним антропогенным воздействием на реку.
В мае запрет на употребление амурской рыбы сняли. Хотя, как пишет газета, многие ели рыбку и до официального разрешения, ориентируясь на собственный нос или нос домашних кошек, безошибочно определяющих доброкачественную пищу. Но в магазинах и на рынках под наименованиями «карась» или «сазан» все еще выделяли крупным шрифтом — «озерный».
Летняя кета была почти безопасна.
«Сейчас вся рыба уже выглядит нормально, нет слизи, язв, отеков, и самки абсолютно не пахнут аптекой и лишь у некоторых самцов есть слабый запах фенола от молок», писала газета. Добавляя, что «как обычно и бывает летом, река промылась и очистила себя сама».
ПОГОВОРИМ О ПЬЯНСТВЕ?
В 1996 году комсомольскому ГТРК стукнуло 40 лет. Журналист Валерий Горовой вспоминал, как вел передачу «Откровенный разговор» вместе с председателем Центрального районного суда Сталь Куликовым:
«Исполняли злосчастное Постановление ЦК «О борьбе с пьянством и алкоголизмом». Шли передачи регулярно в одно и тоже вечернее время и некоторые злодеи-телезрители специально назначали застолья именно к этому часу. Мы им «здравствуйте, поговорим о вреде пьянства», а они чокаются и крякают: «давай, давай!»
ПЁТР ВЕЛИКИЙ ИЗ КОМСОМОЛЬСКА
В Комсомольске неплохо развит яхтенный спорт. В 1996 году группа энтузиастов под командованием капитана дальнего плавания Юрия Рохина намеревалась отправиться в кругосветное плавание. На яхте «Петр Великий», построенной своими руками из дальневосточной лиственницы.
С помощью фонда «Спасение» энтузиасты искали деньги на путешествие, о чем газета разместила соответствующее объявление. Сумма расходов предполагалась в 400 млн рублей. А Российский флот в 1996 году отмечал 300-летие. Предполагалось продемонстрировать гордость за флот и доказать, что в Комсомольске не «лаптем щи хлебают».
О СВОБОДНОМ ТРУДЕ
В преддверии 1 мая журналист Вадим Галов размышлял о свободном труде.
«Те, кто в старые времена шли рядом в колоннах, нынче остались дома. Кто-то по идейным соображениям, кто-то став безработным перестал быть трудящимся, а рабочий класс — пил горькую дома».
1 мая 1996 года прошло в городе тихо и спокойно, в привычной ругани нынешней власти. Но журналист Галов рискнул утверждать, что «в нашей тяжелой жизни виновата не власть, а мы сами». Добавляя, что признаваться в этом нелегко.
«Разве я виноват, что нет работы? Что не выплачивают зарплату? Под такое настроение сладко вздыхается по стабильным советским временам. Да, раньше о многом думать не приходилось, все было решено за нас. А сейчас — свобода. Решать и думать теперь надо самим, что мы, оказывается, не очень-то любим. Нет работы? Создайте ее для себя, сделайте себя нужным человечеству, стране, семье. Вот это, наверное, и называется трудом», писал Вадим Галов и был, в общем-то, прав.
ЧЕРНОБЫЛЬ КАК АМУРСК
Также в 1996 году, 26 апреля, отмечали 10 лет катастрофе на Чернобыльской АЭС. Журналист Андрей Власов взял интервью у одного из первых ликвидаторов, комсомольчанина Сергея Савина.
«Чернобыль – город небольшой, примерно, как Амурск», рассказал ликвидатор. «Жили в коттеджах пионерского лагеря. Работали посменно, по 45 минут, остальное время находились в специально построенном подземном бункере. Работали без выходных. Каждые сутки спецодежда менялась на новую, кирзовые сапоги — каждую неделю».
Далее Савин рассказал, что техника, набравшая определенную дозу облучения, пригонялась к огромному котловану и скидывалась вниз, заливалась бетоном и закапывалась. Обстановка в городе была непривычной и угнетающей. Чернобыль был пуст. У всех ликвидаторов на шее висел дозиметр, а предельная доза составляла для гражданских – 25 рентген, для военных – 50.
«Для тех из нас, кто набирал 25 рентген, командировка прекращалась и предусматривалась денежная компенсация», рассказывал Савин, добавляя, что начальству было невыгодно сообщать работягам, что они набрали дозу.
Согласно выданной справке Савин получил 18 рентген облучения, но сомневался, и полагал, что цифра занижена. В 1986 году ему было 22 года, и через 10 лет никаких серьезных изменений состояния здоровья он не замечал. Стройтрест № 2 сразу после командировки предоставил ликвидатору отдельную квартиру.
УЖАСНЫЙ ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
Демократическую фракцию в Госдуме 1996 года возглавляло движение Виктора Черномырдина «Наш дом – Россия». Тогда ее называли «партией власти». Но вот на Дальнем Востоке она особой популярностью не пользовалась. Поэтому и приехали сюда депутаты НДР.
Положение в Хабаровском крае оценили как ужасающее. Но отметили удачно выбранные направления прорыва в экономике — лесопромышленный комплекс, добыча и переработка драгоценных металлов, рыбная отрасль. Именно они в 1995 году дали прирост производства.
«Правильное использование сырьевых отраслей дает возможность укрепить промышленный комплекс», говорили депутаты.
Осталось только загадкой, что значит «правильное использование»? В доле с криминалом?
ПРОКУРАТУРА ВЫЯСНИТ
Шел очередной призыв в армию. Как всегда, обещали, что большинство призывников будет служить в пределах Хабаровского края. В Конституции уже было прописано и право на альтернативную гражданскую службу. Военком рассказывал об этом так:
«Уже есть 8 призывников, отказавшихся служить по религиозным убеждениям. Экспертиза городской прокуратуры выяснит насколько они религиозны».
На вопрос журналиста о том, что уклониться от службы можно за определенную сумму денег, военком честно ответил, что такая проблема существует и сказать, что «в нашем военкомате этого нет, я не могу».
ПИКЕТИРУЕМ ЛЕГКО И СВОБОДНО
Протестовать в 90-ых можно было вольготно. Пикетировали и безработные, и обманутые вкладчики НАКбанка. Последние делали это не где-нибудь, а прямо возле Центрального районного суда.
Решения суда о возвращении вкладов не исполнялось, имущество банка не взыскивалось.
СЕРЁГА-ГИТЛЕР
Завершим чтение ретро-газет великолепными стихами, посвященными Победе в Великой Отечественной войне Златы Омелиной, ученицы 11 класса поселка Уктур.