Путч в Комсомольске: в годовщину попытки государственного переворота  вспоминаем события 19-21 августа 1991 года

Мы начнем с нескольких цитат из сериала «Не прошедшее время». Первая, главного редактора газеты «Россия» Александра Дроздова:


«К весне 1991 года в республиках уже понимали, что власть Москвы слабеет, образовывались национальные движения, выступающие за отделение, и Кремлю то и дело приходилось подавлять их силой. Других механизмов затормозить развал Союза уже не оставалось и Горбачеву приходилось полагаться на силовые ведомства. И власть закономерно перетекала от него к более решительным силовикам. Конечно же, в первую очередь, к КГБ СССР».

Дмитрий Муратов, редактор отдела информации газеты «Комсомольская правда» (сейчас Лауреат Нобелевской премии мира и иноагент): «Мы прекрасно видели, каким образом КГБ становится «отвязавшейся пушкой», которая отвязывается и неуправляемо начинает пробивать борт корабля».

Геннадий Бурбулис, госсекретарь РСФСР: «Тема чрезвычайщины жила не только в умах Павлова (премьер-министр СССР), Крючкова (председатель КГБ), Пуго (министр внутренних дел СССР), были попытки ее обсуждать на трибуне Верховного Совета СССР, на Съезде СССР». «Очевидно, что тот компромиссный проект Союзного договора многих со стороны консерваторов не устраивал».

Валентин Юмашев, зав.отдела писем журнала «Огонек»: «Назарбаев и Ельцин твердо сказали Горбачеву, что “ты окружен людьми, которые не собираются ничего реформировать” и Горбачев сказал, что он будет менять, в том числе и руководителей силовых ведомств. Видимо для Крючкова было понятно, что он в новом государстве может не сохраниться».

Сергей Шахрай, председатель комитета по законодательству Верховного Совета РСФСР: «Для Крючкова это был удар в колокол – в новом Союзном договоре не будет КГБ в этом виде, следовательно, не будет Крючкова».

А теперь посмотрим действующую программу КПРФ и увидим там оценку событиям августа 1991 года. Члены ГКЧП названы «истинными партийцами, требовавшими сохранение социалистического строя и СССР. Ельцин и другие демократы названы «перерожденцами, осуществившими контрреволюционный переворот».

Ну а мы посмотрим, как развивались события в Комсомольске-на-Амуре, с помощью городского архива и материалов историка Марины Кузьминой.

ЗАМИНИРОВАННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Сейчас также принято ностальгировать по Союзу и даже активно сопротивляться его отсутствию. Напомним, как развивались события – в марте 1991 года был проведен всесоюзный (за исключением 6 республик) референдум, и за сохранение СССР проголосовало 77,8% от участников. Но кто помнит, как звучал вопрос? А звучал он так – «считаете ли вы необходимым сохранение СССР, как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» 

Если хорошо подумать, то можно увидеть, что в сам вопрос заложена мина замедленного действия, потому что не бывает классических федераций суверенных государств. По сути, речь должна была идти о конфедерации. Именно это и не понравилось путчистам. Потому как проект нового Союзного договора, который предполагалась подписать 20 августа 1991 года, по своему существу и был – конфедеративным. Жить на равных правах со всеми путчистам не хотелось.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Комсомольчане, включив телевизор утром 19 августа, увидели «Лебединое озеро», а потом пресс-конференцию путчистов. Каждый человек должен был как-то реагировать –  радоваться или негодовать. Или не понимать. Но не интересовались происходящим тогда единицы.

В Комсомольске к этому времени был выбран городской Совет народных депутатов, в который тогда входило намного больше депутатов, чем в нынешнюю Думу. Существовала депутатская группа «Демократическая Россия». Возглавляли Совет председатель Кудашев В.С. и его заместитель Русалев Г.Г. Председателем исполкома на тот момент был Ю.Ф. Матвеев, горкома КПСС – Евгений Николаевич Хорошилов.

Долгое время бессменный мэр города Владимир Михалев на тот момент был замом Матвеева. Депутатские страсти развернулись вокруг Кудашева и Русалева, которых демократические депутаты уличили в «двусмысленной и выжидательной» позиции.

ТРОН ИЗ ШТЫКОВ

Надо понимать, что конфронтация в стране развернулась на фоне двух противоположных указов – ГКЧП и президента РСФСР Бориса Ельцина. Первые объявляли о верховенстве Конституции и законов СССР и устанавливали, что решения «путчистов» обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти и управления, должностными лицами и гражданами на всей территории Союза. 

Ельцин же издал свой Указ № 61, в котором объявил о предпринятой попытке государственного переворота, незаконном отстранении от власти союзного президента Горбачева и постановил до созыва внеочередного Съезда народных депутатов СССР, переход всех союзных органов власти, включая КГБ, в непосредственное подчинение президенту РСФСР.

Какие же решения выдвигались путчистами? Они раскритиковали новый Союзный договор, обратились к советскому народу, заявив, что перестройка зашла в тупик, и возникли экстремистские силы, взявшие курс на ликвидацию СССР и захват власти любой ценой. При этом ГКЧП полно решимости вывести страну из кризиса и призывает граждан восстановить трудовую дисциплину и порядок, поднять уровень производства, а также оказать всемерную поддержку усилиям ГКЧП по выводу страны из кризиса. Но видимо для того, чтобы эта «поддержка» не вылилась в неприятные для путчистов последствия, вводился запрет на собрания, демонстрации, забастовки, а также вводилась цензура в СМИ.

Борис Ельцин же наоборот призвал граждан к всеобщей государственной забастовке, а также обратился к солдатам и офицерам вооруженных сил, КГБ и МВД, сказав: «можно построить трон из штыков, но долго на нем не просидишь, возврата к прошлому нет, и не будет, дни заговорщиков сочтены». Эта и другие телеграммы 90-ых хранятся в городском архиве.

РУКОВОДСТВО ИЛИ ПРИСПОСОБЛЕНЦЫ?

Но вернемся к нашему Совету. Перед нами обращение к комсомольчанам координационного совета группы «Демократическая Россия» в составе Г.Власова, С.Прокудина, В.Ромашкова, Н.Пустоветова. Из него мы узнаем, что события в городе развивались следующим образом – демократы горсовета при поддержке народного депутата СССР Владимира Михайловича Десятова требовали созвать чрезвычайную сессию горсовета и дать оценку политическим событиям 19-21 августа в государстве и в городе. С большим трудом и не сразу этого удалось добиться. Демократические депутаты требовали отставки с должностей Кудашева и Русалева в связи с занятой ими двусмысленной позиции. Однако, на заседании выяснилось, что часть депутатов поддерживает такую позицию.

«Прозаседав 23.08. до позднего вечера, сессия не приняла никакого решения. В 14 часов 27.08. сессия продолжит свою работу. Комсомольчане! От вашей оценки действий руководства городского Совета зависит, останутся ли приспособленцы на своих местах. Призываем вас собраться 27 августа в 13:30 и потребовать прямой трансляции сессии на площадь у ДК «Судостроителей». Народ должен знать кто есть кто!»

Мы не знаем, удалось ли осуществить трансляцию, но Кудашев и Русалев с должностей были сняты. Кудашев, кстати, неплохо прижился и в рыночное время, став директором коммерческого центра.

«ОЦЕНКИ БУДЕМ ДАВАТЬ ПОСЛЕ»

Еще будучи председателем, Кудашев дал интервью корреспонденту ТАСС:

«Подобный метод прихода к власти считаю незаконным, так как нет соответствующего решения Верховного Совета СССР, который должен был законодательно утвердить комитет. Пока его можно рассматривать лишь временным органом при переходе к новой власти. Да и то не на 6 месяцев, а на три дня. Но больше его действия похожи на переворот. А всякий переворот незаконен. Вообще в этих событиях много невыясненного и делать далеко идущие выводы преждевременно. Позиция городского Совета и моя лично направлена на стабилизацию обстановки в городе, на принятие мер по обеспечению населения продуктами питания, на социальную защищенность малоимущих, обуздания преступности, подготовке к зиме»

Что же можно сказать о позиции Кудашева? В поддержке ГКЧП, вроде бы, обвинить нельзя. При этом видно, что позиция осторожная и такие слова могли бы подойти к любому исходу путча.  

Не в пользу руководства и тот факт, что комментарий дан уже после того, как на многих предприятиях, в коллективах прошли собрания осуждающие ГКЧП. Организовали их члены демократической депутатской группы, а также на площади у ДК «ЗЛК» организовали постоянно действующий информационный центр, провели 20 августа митинг у Драмтеатра, где раздавали тексты обращений и указов Ельцина. 

Кудашев же, при свидетеле, которым стал редактор «ДВК» Николай Малахов, на просьбу депутатов о проведении внеочередной сессии для оценки путча, ответил так: «Оценки будем давать после сессии народных депутатов СССР, после 26 августа».

ПРИМИТЕ НАШИ… ИЗВИНЕНИЯ

«Приспособленческая позиция Кудашева ярко выразилась в выступлении по городскому телевидению», так пишут демократические депутаты. А в ноябрьском номере «ДВК» есть еще одна интересная статья О.Акимова «Примите мои самые искренние извинения».

Из нее мы узнаем, что данная статья публикуется по решению суда о защите чести и достоинства, признавшего несостоятельность обвинений Акимова в адрес местного ТВ и его руководства. Статья полна сарказма. «Комсомольское телевидение – это самое передовое и демократическое ТВ страны. Оно всегда с большой охотой предоставляло эфир своим оппонентам. Там никогда не велась коммунистическая пропаганда…», пишет автор.

Фактически же Акимов заявлял о том, что в местном эфире зачитывались указы ГКЧП. Так ли это на самом деле, мы не знаем. Досталось и руководителю ТВ Владимиру Гинзбургу, о котором автор написал так: «Гинзбург – человек абсолютно свежей генерации и никогда не был ретроградом-консерватором». И заканчивает Акимов так: «Никто не должен заподозрить меня в неискренности моих чувств…».





Реклама

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях