Предвыборный лайфхак от августа 1991 года: каким быть хозяину города?

Предвыборный лайфхак от августа 1991 года: каким быть хозяину города?

В Советском союзе местное самоуправление отсутствовало. Хотя формально были местные Советы депутатов, но они лишь осуществляли государственную власть на местах. Депутаты в Советах собирались лишь на сессии, в остальное время трудились на своих работах. Из их состава избирался президиум и исполнительный комитет. Но над всем этим стояла Коммунистическая партия СССР в лице горкомов, крайкомов и далее вплоть до ЦК.

Реклама

В 1991 году президент РСФСР Борис Ельцин издал Указ о департизиции. Что означало изгнание партийных комитетов из всех предприятий и организаций, включая МВД и КГБ, где они до этого момента неплохо себя чувствовали, являясь фактическими управляющими. Предварялся этот Указ в жизнь и в Комсомольске. Именно тогда зашла речь о передаче здания Дома политического просвещения в чью-нибудь иную, но не партийную собственность.

Дома политпроса выполняли в СССР функцию центров оказывающих теоретическую и методическую помощь пропагандистским кадрам КПСС. Претендовали на здание многие – Краеведческий музей, Центр занятости населения, Медицинское училище, общество «Знание», Музыкальная школа № 1, Педагогический институт, Народные суды.

Однако, только Музей советского изобразительного искусства, при помощи заведующего отделом культуры Эдуарда Синельникова, предоставил конкретный, подробный проект использования здания. Совет народных депутатов сделал выбор в пользу Музея.

Об этом узнаем из ретро-газеты «ДВК» за 1991 год.

Предвыборный лайфхак от августа 1991 года: каким быть хозяину города?

ПЯТЬ ЛЕТ БЕЗ ВЫБОРОВ

В 80-90 гг. крайне популярным политиком от Комсомольска был демократ Владимир Десятов. Он поднимал экологические проблемы, организовал протест против строительства АЭС по соседству с городом. В 1991 году Ленинский районный совет народных депутатов выдвинул его кандидатуру на пост главы администрации Хабаровского края.

Администрации краев и городов должны были заменить исполкомы. Но полноценного законодательства для этого еще не было. Поэтому в 1991 году главы администраций не выбирались населением, а назначались Указом президента. Отчего-то Ельцин предпочел Десятову кандидатуру Виктора Ишаева. Десятов же стал полномочным представителем президента в Хабаровском крае.

Дальнейшие политические пертурбации не позволили принять необходимые законодательные решения, поэтому первые выборы глав администраций прошли только в 1996 году. По этой же схеме был назначен на пост главы администрации города и Владимир Михалев, а выбрали его комсомольчане только через 5 лет.

Кстати, депутаты предлагали на пост главы города всё того же Десятова. Но тому, видимо, и так было неплохо на должности полпреда.

Кстати, в то время у городских районов были свои Советы депутатов, и председателем исполкома Центрального районного Совета был Сергей Хохлов, будущий глава краевой Думы.

И ЕЩЁ РАЗ — КСТАТИ

Указ Ельцина о департизации партийные комитеты саботировали. И максимум, что делали — переезжали из администраций заводов в заводские общежития. А народных депутатов со своих заседаний выгоняли. Об этом рассказал депутат Маркеев в заметке «Как меня выдворили с партсовещания». Речь шла о собрании парторгов авиационного завода.

Предвыборный лайфхак от августа 1991 года: каким быть хозяину города?

ХОЗЯИН — САМОУПРАВЛЕНИЕ

«Каким быть хозяину города?», размышлял со страниц газеты полковник запаса И.Гореликов. Из статьи узнаем, что, судя по заявлению депутатской группы горсовета «Демократическая Россия», кризис местной власти — назрел. Город задыхался в сотнях проблем, но структура городского управления не была способна разрешить их. И даже не была заинтересована в этом.

Нарождающийся рынок настоятельно требовал перехода к взаимодействию на основе взаимной ответственности, взаимных договоров, взаимных интересов. При таком повороте в управлении нужны профессионалы на зарплате, пишет автор. И добавляет, что часть депутатов Совета должна стать такими профессионалами. Кто в то время был управленцем на зарплате? 15 человек аппарата исполкома. Ну и, конечно, аппаратчики парткомов.

Далее автор пишет, что городу нужен сильный хозяин в лице единого органа самоуправления. В реальности городское управление состояло из двух бюрократических структур — горком партии и аппарат исполкома. А народным депутатам отводится роль демократического прикрытия и якобы народной поддержки всего, что рождают бюрократы-аппаратчики, писал автор. Практическую политику они творили от имени народа.

Нельзя больше терпеть положения, когда политическая партия является законодательной, распорядительной, исполнительной и сама себя контролирующей, пишет автор. Миниатюрные парламенты в городских районах полковник запаса Гореликов также считал ненужными. Они формировались по партийному принципу и для удобств партийного правления, то есть были заточены под деятельность райкомов партии. И кстати, просуществовали, пусть и формально, в виде администраций районов вплоть до наших дней.

Хозяйственную функцию исполкомов автор предлагал реорганизовать, оставив в их ведении только муниципальные структуры — коммунальное хозяйство, общественный транспорт, здравоохранение, образование, правопорядок. Такое предложение делалось исходя из того, что парткомы и исполкомы вмешивались в деятельность всех городских предприятий.

ИЗ ДНЯ СЕГОДНЯШНЕГО

Что можно сказать, глядя из дня сегодняшнего? Из муниципальных структур ушло и коммунальное хозяйство, и общественный транспорт, и здравоохранение, и тем более правопорядок. Согласно принятому только в 2003 году современному закону о местном самоуправлении, большинство вопросов местного значения начинаются со слов «организовать» или «создать условия». «Управлять» же можно чем-то собственным. Хотя и сам собой человек управляет не всегда успешно.

Что касается пожелания городу сильного хозяина в лице единого органа самоуправления, то можем ли мы сегодня сказать, что город имеет такого хозяина? Мысли о необходимости сильного хозяина довольно часто звучат от горожан, но имеют в виду они не орган самоуправления, а конкретных людей. Органы же местного самоуправления, согласно современному закону, состоят из главы города, городской Думы, администрации города и контрольно-счетной палаты. И должны они существовать не по принципу единства власти, а по принципам взаимодействия и контроля.

Предвыборный лайфхак от августа 1991 года: каким быть хозяину города?

ДЕПАРТИЗАЦИЯ 2.0

На нынешних же выборах система единства власти, вертикаль власти от президента до мэра, показывается кандидатами от существующей власти как преимущество. Возникает только вопрос — а для кого? Для самой власти?

Если же мы действительно говорим о народном самоуправлении, то главной в этой структуре должна быть городская Дума, а администрация стать действительно исполнительной властью, то есть исполнять волю народных представителей. В реальности же всё опять происходит наоборот. Депутатам отводится роль «демократического прикрытия».

Что же касается департизации, то она по-прежнему очень нужна. Ибо система проникновения известной партии на все ключевые позиции в государстве оказалась настолько привлекательной, что отказаться от неё не смогли. Другие же партии, опять-таки, только служат «прикрытием».

ДИКТАТУРА НЕ ПРОШЛА?

Когда случился путч 19-21 августа, газета «ДВК» выпустила номер лишь 23 августа. Редакция на первой странице извинилась за невозможность дать максимально оперативную и полную информацию о положении в стране в силу технических задержек в процессе выпуска газеты. И опубликовала основные Указы и обращения к народу российской власти. Большими буквами на первой полосе было написано «Диктатура не пройдет!». В выпуске от 24 августа надпись сменилась на «Диктатура не прошла!».

Газета опубликовала Заявление президента СССР Михаила Горбачева, в котором он назвал действия группы государственных лиц авантюрными и сказал, что в СССР будут продолжены качественно новые процессы, зародившиеся в ходе демократических преобразований.

Однако, СССР фактически уже не существовало, так как авантюра «группы лиц» сорвала подписание нового Союзного договора, намеченного на 20 августа 1991 года. Новый договор намеревались подписать РСФСР, а также союзные республики: Казахская, Узбекская, Белорусская, Азербайджанская, Таджикская, Туркменская, Киргизская, Украинская, Армянская и Молдавская.

Договор позиционировал создание мягкой, децентрализованной федерации Союза Советских Суверенных Республик. Но, по сути, был скорее конфедеративным. Это и не понравилось «группе лиц».

Но действительно ли не прошла диктатура?





Реклама

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях