«Не допустите, люди, ужас страшных дней, гулагов, ссылок, тюрем, лагерей, и без вины виновных в них людей…»

«Не допустите, люди, ужас страшных дней, гулагов, ссылок, тюрем, лагерей, и без вины виновных в них людей…»

В начале августа отмечается День памяти жертв большого террора. 30 июля 1937 года был подписан совершенно секретный оперативный приказ НКВД СССР № 00447. На основании приказа с августа 1937 года по ноябрь 1938 года была проведена операция, по репрессированию антисоветских элементов в результате которой, по политическим обвинениям было арестовано более 1,7 млн. человек, расстреляно не менее 725 тысяч человек. В Дальневосточном крае было расстреляно около 11 тысяч человек.

Реклама

Одной из составных частей большого государственного террора были — национальные операции. Направленные против лиц иностранных для СССР национальностей — поляков, немцев, латышей, литовцев, эстонцев, финнов, румын, болгар, китайцев, иранцев, афганцев, русских харбинцев и других.

По данным историка Никиты Петрова в приказе не говорилось о том, что людей надо арестовывать просто за национальность, но уточнялось, что речь идет о лицах, связанных с заграницей, как таковой. Например, подозрение могла вызвать посылка полученная от зарубежных родственников. В реальности же арестовывали просто за иностранную фамилию.

Так и случилось с комсомольчанином Георгардом Ивановичем Диком, учителем школы № 7, арестованным 21 октября 1938 года. Убывая по этапу, он написал родным письмо на носовом платке, и счастливым образом оно дошло до адресата.

«Дорогие Тася и Эрник! Еще раз привет вам, мои любимые. Спасибо Тася тебе за передачи мне и Мити. Не знаю, получила ли ты мою писульку или нет? Нас обоих обвиняют в шпионаже и диверсии, но вины за нами никакой нет и никаких фактов по обвинению нет».

Дик Гергард Иванович приехал в Комсомольск-на-Амуре в 1933 году, по оргнабору. Стал преподавать географию в старших классах школы № 7, а также биологию и немецкий язык. Родился он в 1900 году в Днепропетровской области, по национальности был — немец. Видимо, это и сыграло с братьями Гергардом и Дмитрием (работал слесарем на авиационном заводе № 126) роковую роль в государстве, где иностранец, а тем более немец приравнивался к шпиону.

«Тася! Я твердо надеюсь на правдивое решение суда. Если здесь в Комсомольске трудно найти правду, зато найдем ее выше. Сомнения в этом нет!», писал Дик.

Гергард Иванович умер в заключении в 1942 году и захоронен на кладбище поселка Туманный, Ягодинского района, Магаданской области. Реабилитирован посмертно 26 июля 1957 года — за отсутствием состава преступления.

В 2013 году музей школы № 7 «Память» подготовил и издал брошюру «Без вины виноватые. Посмертно». В предисловии есть такие строки:

«Письма-лоскутки, написанные на носовых платках, являются бесценным музейным экспонатом и историческим фактом, который может дать важный повод для размышления и возможность осознать, насколько было подорвано народное образование и культурное развитие общества в результате развернувшейся внутренней войны с собственным народом».

Мы приведем также строки ученика 8 «а» класса Егора Ларичева, написанные в 2013 году:

«Экспонаты в музее, как живые свидетели — репрессий, гонений жесточайшего времени. Они твердят нам безустанно каждый раз — с портретов, с фотографий, в письменах: Не допустите, люди, ужас страшных дней, гулагов, ссылок, тюрем, лагерей, и без вины виновных в них людей…».

По данным ликвидированного по решению суда правозащитного центра «Мемориал», признанного Минюстом РФ иноагентом, на 10 апреля 2024 года в России насчитывается 704 политических заключенных.





Реклама

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях