«Мороз крепчает, в связи с этим повышены температуры в сетях теплоснабжения: ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 – 95 градусов, ТЭЦ-3 – 92 градуса, котельная на Дземгах – 94. К сожалению, этого все равно не достаточно для того, чтобы поддерживать в квартирах необходимый уровень в 18-20 градусов, средние температуры остаются пока на уровне 15-17».
Так писала газета «Предприниматель» 28 лет назад, в январе 1996 года. Вставал вопрос и «чем топить в феврале?». Сахалинские газовики требовали 15 млрд. «живых» денег, а все поступления в городской бюджет за январь составили лишь 11 млрд. рублей.
«Поэтому очень кстати нам будут 90 тысяч тонн угля, которые должны завести в город из Ургала», пишет газета.
Одним словом, Комсомольск в 96-ом – мёрз. Хотя и не так сильно, как аварийное Приморье.
ДЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ ВОСТОКА
О вопросах энергетики читаем в интервью Татьяны Чановой с приезжавшим в город директором «Востокэнерго» Вячеславом Маличем. Цель его визита в регион – выяснить, есть ли будущее у северо-восточной промышленной индустрии?
«Раньше мы годились тем, что вся страна – строительная площадка. Есть ли в этом необходимость сейчас? Нет, очевидно. Демилитаризация Востока вносит поправки: нужны ли нам такие огромные строительные мощности?»
Но далее директор говорил, что «лихолетье когда-то кончится и спрос на предприятия-гиганты вернется». Энергомощности планировалось наращивать, в частности добавить ТЭЦ-3 пару блоков.
ПЛАТИТЕ КАК В ЕВРОПЕ?
Затронули и вопрос роста тарифов для населения.
«Во всем мире самый дорогой – бытовой потребитель. И у нас так раньше было, помните? Населению – 4 копейки за киловатт, промышленности – 2 копейки. Сейчас придавили тарифом всех. Мне говорят: повышай в 2 раза населению, как в Европе. Я отвечаю: а ты будешь зарплату платить, как в Европе? Сбалансировать надо».
СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ
КнААЗ обвинил городских журналистов в разглашении государственной тайны. Случилось это после выхода материала под названием «Су-27 поедут в Китай». Руководители завода в самых нелицеприятных выражениях «оттаскали» всех журналистов города, заявив, что внешний вид, технические характеристики и количество выпускаемой продукции строго засекречены. Угрожали вмешательством ФСБ.
Но, как справедливо отметила Татьяна Чанова: «работа журналиста – добыть информацию, узнать секрет. Ваша работа – сохранить его. Кто же виноват, что вы плохо справились со своей задачей?». Часто руководители тех лет, в ответ на смиренную просьбу дать интервью, бросали трубку телефона. Но пресса информацию все равно добывала.
УХОДИТЬ ИЛИ УНИЧТОЖИТЬ?
Два года как в городе появился отряд милиции особого назначения — ОМОН. Интервью у его командира подполковника Владимира Горбунова взяла всё та же Татьяна Чанова. В городе силами отряда было раскрыто 42 преступления, и эта цифра могла бы быть больше, если бы не командировки в Чечню. О ней и основной разговор.
«Почему приостановили наступление войск, дали бандам окрепнуть? Теперь их тяжело, почти невозможно выбить из пригородов Грозного. И не выводятся войска, и действия их приобрели какую-то вялую, пассивную форму», выражал свое мнение подполковник
«Получается вы за продолжение войны?», спрашивала Чанова.
«Как раз нет, за ее быстрейшее завершение. Для этого надо принять меры решительные, кардинальные: либо уходить, пусть они там сами в своих проблемах тонут, либо выбить, уничтожить бандитов вместе с Дудаевым».
ВСЯКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ
На момент интервью произошли захваты заложников в Кизляре и Первомайском. Подполковник отказался давать им свою оценку, сославшись на слабую информированность и неэтичность.
«Точного числа погибших заложников, мы, очевидно, никогда не узнаем», прокомментировала журналист и спросила насколько возможно возникновение подобной ситуации в Комсомольске?
«Всякое может быть. Мы ко всему готовы. Безнаказанными террористы не уйдут», прокомментировал подполковник.
Примерно в это же время в Сургуте произошел захват автобуса террористом, требовавшим ящик водки и самолет в Кизляр.
ОМОН — НЕ РАЗГОН
Пользуясь случаем, Владимир Горбунов захотел разъяснить, что ОМОН не создан для разгона демонстраций, вопреки расхожему мнению.
«Массовое хулиганство – другое дело».
«Но при желании любую демонстрацию можно объявить массовым хулиганством», возразила Татьяна Чанова.
«Нет, здесь вы не правы. Бастуете на законных основаниях – пожалуйста, но вот, когда стекла бьете или машины переворачиваете – вот это уже не пройдет».
Через несколько лет незаконной демонстрацией будет считаться любая акция, которую власть отказалась согласовывать. Машин в Комсомольске никто не переворачивал, а вот силовые разгоны случались, правда, этим уже занималась Росгвардия. Впрочем, в 2016 году ОМОН как раз включили в состав Росгвардии.
СОХРАНИЛИ ДЕРЖАВНОСТЬ
До выборов президента России оставалось три дня. «Необходимость осознанного выбора становится все более очевидной», писала газета. Агитация шла полным ходом. В поддержку Ельцина существовало общественное движение из представителей трудовых коллективов, ветеранов труда и т.д. Не всё удалось сделать, признавали сторонники Бориса Николаевича, но удалось главное – сохранить целостность России, ее державность, стабилизировать экономику.
Ельцина считали единственным, кто сможет гарантировать гражданский мир и социальную защиту. И конечно, демократию. Ельцинисты призывали «объединиться в этот час перед великой угрозой».
НЕ ГОЛОСУЙТЕ ЗА ЕЛЬЦИНА!
Против Ельцина агитировал некий пенсионер Турковский. Он говорил, что страна уже не похожа на ту, которая была 5-10 лет назад. Колбасы, по подсчетам пенсионера, в советские годы он на свои деньги мог купить больше в 3 раза. Но мизерную пенсию агитатор считал «личной болью каждого», и писал, что «и при Сталине такая же пенсия была». А вот производство упало в 2 раза.
«Земляки! Не голосуйте за Ельцина! Не умеет Ельцин организовывать промышленность и сельское хозяйство, да и не хочет. Вот выиграет выборы и начнется такой запой, которого не знала еще Россия».
Добавлю от себя, что Россия видывала всяческие запои, но Ельцин, хотя и пережил на 11 лет свой 5-ый инфаркт, случившийся перед 2-ым туром выборов, последние 3 года своего правления, думаю, что уже не мог полноценно ни пить, ни руководить.
«Нас ельцинисты пугают гражданской войной. Неужели мы способны на это? Я не способен. Не будет войны, если ее не объявит сам Ельцин», заканчивает статью пенсионер.
КОНВЕРСИЯ КОМСОМОЛЬСКА
Доверенными лицами Ельцина были такие личности как Гарри Каспаров и Леонид Якубович, а также финансист Борис Федоров. Последний приезжал в Комсомольск и говорил, что с Ельциным мы пойдем вперёд, а с Зюгановым — назад. И не имеем права рисковать, потому что еще одной революции Россия не выдержит.
«Дальневосточники голосуют первыми, поэтому я приехал сюда».
Он призывал голосовать молодежь, говоря «на следующие выборы можно и не ходить, не сейчас вопрос огромной важности». Главным вопросом для таких городов как Комсомольск, считал конверсию военного производства. Считается, что Ельцин рассматривал Федорова как своего возможного преемника. Но доверенное лицо пережило своего доверителя всего на один год, в 2008 он скончался в Лондоне.
КнАМ — ЗА ЕЛЬЦИНА
Много писали о театре КнАМ. Летом 1996-го журналисты спрашивали артистов не только о спектаклях, но и о политике:
— Интересуетесь ли вы политикой или для вас важен человек сам по себе?
— Да, конечно, человек важен, поэтому и голосовать будем за Ельцина. Не хотелось бы, чтобы театр закрыли. Что может случиться при коммунистах.
Комсомольские музыканты тоже поддерживали Ельцина. Об этом в заметке «Рок Ельцину впрок». На концерте в поддержку выступали группы «Риф», «Обратная тяга», «Казус», «Литл акустик бэнд» и другие.
«ЖИРИНОВСКИЙ — ФАШИСТ»
Корреспондент Нина Доронина провела опрос жителей города, спрашивая за кого, те будут голосовать:
Программист, 30 лет: За Явлинского. Ельцин надоел, Жириновский – фашист, хуже коммунистов.
Водитель, 38 лет: За Святослава Федорова.
Пенсионерка, 91 год: Деточка, да разве мне нужны выборы?
Студентка, 20 лет: Не пойду, наши голоса ничего не решают.
Ветеран труда, 60 лет: Не знаю за кого голосовать, знаю – против кого. Против того человека, который оставил без средств к существованию всех моих близких. Кто остановил заводы-гиганты. Сейчас, говоря о прошлом, вспоминают ГУЛАГ и репрессии. Но ведь было и хорошее и светлое.
Домохозяйка, 25 лет: Я проголосую против всех, никто не нравится.
ЧИТАЕМ КЛАССИКУ
Вот так вот. На дворе 2024 год. И опять выборы президента. Проголосовать против всех уже не получится.
Удивительно актуальное название у опроса Нины Дорониной – «И в смутные времена всегда слепой идет за сумасшедшим». Это цитата из «Короля лир» Уильяма Шекспира. Еще есть время прочесть.